Очень личное дело
17.03.2015

Очень личное дело

Екатерина Бесшапошникова, руководитель образовательных программ Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» , рассказывает о том, почему «социальный» не означает «дешевый» и как приходят к «бизнесу для себя и для других». 


— Предпринимательству, тем более социальному, можно научить?

— В научной среде было много споров на тему, реально ли это сделать или же способность к предпринимательской деятельности врожденная? Зарубежная практика говорит о том, что существуют компетенции, которым действительно можно научить. Поэтому мы разрабатываем небольшие практикоориентированные курсы, они дают конкретные навыки и информацию для людей, уже мотивированных на работу и создание своего социального предприятия. Дело в том, что социальное предпринимательство, как правило, связано с личной историей, с пережитой проблемой. Человек уже нашел ее решение и теперь хотел бы поделиться своим опытом с другими.

Например, Наталья Никитина в городе Коломна создала два музея — Музей забытого вкуса «Коломенская пастила» и Музейную фабрику, где пастилу производят по технологиям XIX века. Почему она, культуролог по профессии, начала этим заниматься? Когда человек видит разрушение исторического центра города, который знает, любит и ценит, появляется мотив что-то сделать. Другой пример — в Хабаровске Наталья Евтеева создала свой «Теплый дом» для летнего отдыха детей с ограниченными возможностями. История с собственным ребенком подтолкнула ее сделать что-то и для других детей. И регион принимает эту практику, и начинает тиражировать ее! То есть человек меняет жизнь не только конкретных родителей и детей, с которыми работает, но и практику работы с детьми в своем регионе.
 

— Второй случай более понятен и типичен, ведь социальное предпринимательство у нас больше связывается с инвалидами...

— Это стереотип. У нас еще с советских времен сложилось представление, что «социальный» — это связанный, в основном, с образованием, здравоохранением и социальным обслуживанием. Мы это понятие трактуем несколько шире. Социальное предпринимательство для нас — это решение социальной проблемы с использованием предпринимательского подхода. А социальные проблемы бывают разными: где-то — это отсутствие доступного спорта, где-то — сильное загрязнение окружающей среды или отсутствие возможности отдать ребенка в ясли. Для каждого региона существует свой набор острых социальных проблем.
 

— Также «социальный» характеризуют часто как «недорогой, дешевый».

— Тоже своего рода стереотип! Социальное предприятие должно быть самоокупаемым, никто вам денег даром не даст и не станет субсидировать вашу деятельность на постоянной основе! Есть государственные программы поддержки социальных предприятий, созданных в одной из коммерческих организационно-правовых форм, но это в основном разовая помощь на старте, когда нужно приобретать оборудование, обучать персонал, формировать свою клиентскую базу. Социально-ориентированные НКО могут получать субсидии ежегодно, но это финансирование осуществляется на конкурсной основе и не может на 100% гарантировать стабильность деятельности НКО.

Поэтому, возвращаясь к вопросу о дешевизне, давайте посмотрим на механизм работы социального предприятия. Каждое социальное предприятие выбирает свой вариант и схему встраивания решения социальной проблемы в свой бизнес. Один предприниматель предложит определенную часть своих товаров или услуг для представителей социально незащищенных групп населения бесплатно или по сниженной цене; другой — примет на работу таких людей, потратив средства и усилия на их обучение и реабилитацию. При этом оба будут работать в обычной рыночной среде и конкурировать с предприятиями, которые такой дополнительной нагрузки не несут. Поэтому товары и услуги социальных предприятий могут предлагаться по рыночной цене для одних групп покупателей, и по сниженной цене или бесплатно — для других, если именно так предприятие реализует свою социальную миссию.

Если же речь идет о трудоустройстве представителей социально незащищенных групп, то цены на товары и услуги предприятия будут формироваться по законам спроса и предложения. Приведу пример: в Рыбинске многодетная семья Лии Виснапу и Павла Гаврилова создала предприятие «Веселый войлок» и предоставляет творческую работу на дому матерям-одиночкам. Продукция же этого предприятия, — красивые игрушки из войлока, продается в магазинах подарков в разных городах России по вполне конкурентным, но не низким ценам. Вариантов организации социальных предприятий существует много, но бизнес с социальной миссией должен оставаться бизнесом.

— Как в эту систему встраиваются выпускники вузов?

— Молодежь сейчас пробует себя в разных сферах. В сфере IT создает высокотехнологичные продукты для медицины, для реабилитации или для облегчения жизни инвалидов, пожилых людей. К нам в Фонд недавно обращалась команда молодых людей, которые разработали мобильное приложение, заменяющее слуховой аппарат. Много разработок в сфере дистанционной медицины — различные «кнопки жизни», датчики и устройства, повышающие качество жизни пожилого человека.
 

— А гуманитарии могут чем-то пригодиться?

— Конечно, они проявляются себя в сфере культуры, охраны окружающей среды. Многие молодые люди выбирают в качестве основы для создания своего социального предприятия решение экологических проблем своего региона. Например, в нескольких городах России мы поддерживаем проекты по сортировке и переработке мусора, есть один интересный проект по производству экологически чистой косметики и бытовой химии, которая разлагается в природе естественным путем, за одни сутки. Его развивает Екатерина Матанцева в Кировской области.

— То есть в основе все-таки может лежать не личная история, а просто хорошая идея, скажем, в экосфере?

— Да, это может быть и личная история, и собственные убеждения, как в случае с экологическими проектами. Именно таких людей со своими идеями и желанием помогать людям мы приглашаем в Школу социального предпринимательства. А с 1 июня планируем запустить онлайн-школу, где люди смогут довести свою идею до ума, то есть до разработанного бизнес-плана и до начала операционной деятельности.
 

— Финансовую поддержку таким проектам вы оказываете?

— Мы предоставляем шанс лучшим выпускникам школы попасть сразу на второй этап нашего конкурса «Социальный предприниматель», то есть сократить путь на одну ступень. Конкурс предполагает получение беспроцентного долгосрочного займа. Его размер для стартапов — до полумиллиона рублей, для предприятий, которые уже ведут операционную деятельность и хотят расширяться, — до 10 миллионов рублей на срок до 7 лет. За семь лет существования конкурса поддержку получили 133 проекта из разных регионов России.

 

— Какой регион был наиболее активен, куда ехать за опытом?

— В наш век Интернета никуда ехать, конечно, не нужно. На портале «Банк социальных идей» можно познакомиться с различными проектами в сфере социального предпринимательства и найти для себя полезную идею, а на портале «Новый бизнес: социальное предпринимательство» в разделе «Истории успеха» можно познакомиться с практикой создания и развития многих действующих социальных предприятий.
 

— Речь о некоммерческом обмене или франшизе?

— Франшизы социальных предприятий будут появляться, на мой взгляд, уже в 2015 году. В частности, насколько я знаю, планируют развивать франшизы несколько социальных предпринимателей в сфере организации досуговых и гериатрических центров. Сектор этот развивается очень динамично, поэтому тем, кто хочет создать свое социальное предприятие или просто интересуется этой темой, каждый день приносит что-то новое, и мы активно публикуем все новости в сфере социального предпринимательства на нашем сайте.



Источник: http://ponedelnikmag.com/post/ochen-lichnoe-delo