31.10.2012
Люди уже работают, новый сегмент рынка формируется, но ясности даже в трактовке самого термина «социальное предпринимательство» пока нет. Юридически он в России не закреплен, правовое поле отсутствует. Что понимать под этим видом деятельности? Социально ориентированный бизнес? Или социально ответственный? А может, просто благотворительность? Тогда бизнес ли это? Участники форума пытались найти ответы на эти вопросы. Общая формула не родилась, но большинство согласилось с тезисом, что социальное предпринимательство занимает промежуточное положение между «обычным» бизнесом и благотворительностью.
Ирина Павлова, руководитель дирекции по развитию и поддержке социального предпринимательства Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», который уже в течение пяти лет осуществляет прямое инвестирование проектов социальных предпринимателей, говорит, что фонд сформулировал для себя данное понятие так. Социальное предпринимательство — это предпринимательская деятельность, нацеленная прежде всего на решение или смягчение социальных проблем. Ведется она на принципах финансовой устойчивости и инновационности и имеет потенциал тиражирования. Руководствуясь этими критериями, фонд ежегодно проводит конкурс на лучшего социального предпринимателя, выделяя победителям беспроцентные долгосрочные займы. В инвестиционном портфеле — уже 59 проектов, пять из них благополучно реализованы, займы погашены. Трое из этих пяти предпринимателей вышли на конкурс с новыми проектами.
Люди открывают свое дело, заполняют ниши на рынке социальной сферы, реализуют свои возможности и формируют вокруг себя созидательное поле. Как, например, многодетная семья из Рыбинска Ярославской области, открывшая мастерскую оригинальных игрушек из войлока и обеспечившая занятость в ней надомным трудом одиноких и многодетных матерей. Или пермский фермер-педагог, организовавший школу фермеров для выпускников детских домов с реальным производством сельскохозяйственной продукции.
По общему мнению участников форума, социальное предпринимательство — точно не благотворительность, оно должно быть самоокупаемым. Не случайно фонд «Наше будущее», например, заемные средства победителям конкурса выделяет по принципу софинансирования — заявитель должен закрыть 20% стоимости проекта собственными ресурсами. Задача социального предпринимателя не заключается в том, чтобы освоить чьи-то деньги, он является самостоятельным игроком на рынке. А значит, это все-таки бизнес, пусть и заведомо малоприбыльный, потому что он сознательно ориентирован в первую очередь на решение социальных проблем, а не на получение личной выгоды. Понятно, что самостоятельно выжить такому бизнесу сложно, поэтому ему и необходима поддержка извне. Зато он закрывает в социальной сфере те ниши, до которых у государства по разным причинам не доходят руки и которые не интересны крупному бизнесу.
По идее, именно государство должно быть наиболее заинтересовано в развитии социального предпринимательства. Ведь «белых пятен» в социальной сфере масса: дошкольное воспитание, здравоохранение, трудоустройство инвалидов и т. д. И у государства достаточно инструментов поддержки — от грантов и субсидий малому предпринимательству до создания инфраструктуры для выращивания социальных предпринимателей. Такую инфраструктуру сегодня, например, развивает Агентство стратегических инициатив (АСИ) при правительстве РФ. Омский центр инноваций, созданный на базе Школы социального предпринимательства, стал первым проектом Агентства. По словам Игоря Яковлева, руководителя департамента развития направления «Социальные проекты» АСИ, создание центров, отработка модели социального предпринимательства, правовое регулирование, работа по привлечению инвестиций —основные задачи АСИ. Омская Школа социального предпринимательства и есть одна из таких моделей: только за один год с ее помощью удалось запустить и профинансировать 52 проекта. А обучение основам социального предпринимательства здесь прошли несколько сотен человек.
Острейшей для всей страны является сегодня проблема дефицита мест в детских дошкольных учреждениях. По словам Ирины Петруниной, руководителя программ направления «Социальные проекты» АСИ, негосударственный сектор активно берется ее решать и может, по совместной оценке Минобразования и АСИ, «закрыть» до 10 процентов очередности. А разработанный в Самаре социальный проект «Билдинг-сад» — до 30%. Проект предполагает создание дошкольных учреждений на базе встроенных нежилых помещений в домах-новостройках. В АСИ разработана модельная программа, которая должна помочь органам власти в создании условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования. Эта программа сейчас апробируется в 13 регионах страны. Решению проблемы детских садов посвящена, по словам Ирины Павловой, и практически половина одобренных фондом «Наше будущее» проектов. Этот фонд — пример деятельного участия крупного бизнеса в развитии социального предпринимательства. Фонд учрежден Вагитом Алекперовым, президентом компании «Лукойл», инвестиционный портфель формируется из его личных средств. По мнению Алекперова, в социальном предпринимательстве заложен колоссальный потенциал для позитивных изменений в обществе. Нужно только помочь инициативным людям на старте и обеспечить их проектам всестороннюю поддержку, включая финансирование, консалтинг, информационное сопровождение.
Но еще важнее находить таких людей, поскольку движущей силой этого рынка является именно человеческий капитал. По мнению Вадима Морозова, председателя правления Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, необходимо также формировать и развивать механизмы социального инвестирования. В частности, на федеральном уровне можно создать банк социальных проектов, чтобы появилась возможность их публичной оценки экспертами и заинтересованными меценатами.
С пользой для общества
В октябре в Омске состоялся II Форум социальных предпринимателей и инвесторов России, организованный Омским региональным центром инноваций социальной сферы при поддержке правительства и Законодательного собрания Омской области. Форум собрал участников из 12 регионов России и Украины: социальных предпринимателей, представителей региональной и муниципальной власти, бизнеса, крупных фондов и некоммерческих организаций, экспертного сообщества. В его рамках была организована работа круглых столов, дискуссионных площадок, состоялись мастер-классы и инвестиционные сессии, на которых социальные предприниматели представили 24 своих проекта.Люди уже работают, новый сегмент рынка формируется, но ясности даже в трактовке самого термина «социальное предпринимательство» пока нет. Юридически он в России не закреплен, правовое поле отсутствует. Что понимать под этим видом деятельности? Социально ориентированный бизнес? Или социально ответственный? А может, просто благотворительность? Тогда бизнес ли это? Участники форума пытались найти ответы на эти вопросы. Общая формула не родилась, но большинство согласилось с тезисом, что социальное предпринимательство занимает промежуточное положение между «обычным» бизнесом и благотворительностью.
Ирина Павлова, руководитель дирекции по развитию и поддержке социального предпринимательства Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», который уже в течение пяти лет осуществляет прямое инвестирование проектов социальных предпринимателей, говорит, что фонд сформулировал для себя данное понятие так. Социальное предпринимательство — это предпринимательская деятельность, нацеленная прежде всего на решение или смягчение социальных проблем. Ведется она на принципах финансовой устойчивости и инновационности и имеет потенциал тиражирования. Руководствуясь этими критериями, фонд ежегодно проводит конкурс на лучшего социального предпринимателя, выделяя победителям беспроцентные долгосрочные займы. В инвестиционном портфеле — уже 59 проектов, пять из них благополучно реализованы, займы погашены. Трое из этих пяти предпринимателей вышли на конкурс с новыми проектами.
Люди открывают свое дело, заполняют ниши на рынке социальной сферы, реализуют свои возможности и формируют вокруг себя созидательное поле. Как, например, многодетная семья из Рыбинска Ярославской области, открывшая мастерскую оригинальных игрушек из войлока и обеспечившая занятость в ней надомным трудом одиноких и многодетных матерей. Или пермский фермер-педагог, организовавший школу фермеров для выпускников детских домов с реальным производством сельскохозяйственной продукции.
По общему мнению участников форума, социальное предпринимательство — точно не благотворительность, оно должно быть самоокупаемым. Не случайно фонд «Наше будущее», например, заемные средства победителям конкурса выделяет по принципу софинансирования — заявитель должен закрыть 20% стоимости проекта собственными ресурсами. Задача социального предпринимателя не заключается в том, чтобы освоить чьи-то деньги, он является самостоятельным игроком на рынке. А значит, это все-таки бизнес, пусть и заведомо малоприбыльный, потому что он сознательно ориентирован в первую очередь на решение социальных проблем, а не на получение личной выгоды. Понятно, что самостоятельно выжить такому бизнесу сложно, поэтому ему и необходима поддержка извне. Зато он закрывает в социальной сфере те ниши, до которых у государства по разным причинам не доходят руки и которые не интересны крупному бизнесу.
По идее, именно государство должно быть наиболее заинтересовано в развитии социального предпринимательства. Ведь «белых пятен» в социальной сфере масса: дошкольное воспитание, здравоохранение, трудоустройство инвалидов и т. д. И у государства достаточно инструментов поддержки — от грантов и субсидий малому предпринимательству до создания инфраструктуры для выращивания социальных предпринимателей. Такую инфраструктуру сегодня, например, развивает Агентство стратегических инициатив (АСИ) при правительстве РФ. Омский центр инноваций, созданный на базе Школы социального предпринимательства, стал первым проектом Агентства. По словам Игоря Яковлева, руководителя департамента развития направления «Социальные проекты» АСИ, создание центров, отработка модели социального предпринимательства, правовое регулирование, работа по привлечению инвестиций —основные задачи АСИ. Омская Школа социального предпринимательства и есть одна из таких моделей: только за один год с ее помощью удалось запустить и профинансировать 52 проекта. А обучение основам социального предпринимательства здесь прошли несколько сотен человек.
Острейшей для всей страны является сегодня проблема дефицита мест в детских дошкольных учреждениях. По словам Ирины Петруниной, руководителя программ направления «Социальные проекты» АСИ, негосударственный сектор активно берется ее решать и может, по совместной оценке Минобразования и АСИ, «закрыть» до 10 процентов очередности. А разработанный в Самаре социальный проект «Билдинг-сад» — до 30%. Проект предполагает создание дошкольных учреждений на базе встроенных нежилых помещений в домах-новостройках. В АСИ разработана модельная программа, которая должна помочь органам власти в создании условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования. Эта программа сейчас апробируется в 13 регионах страны. Решению проблемы детских садов посвящена, по словам Ирины Павловой, и практически половина одобренных фондом «Наше будущее» проектов. Этот фонд — пример деятельного участия крупного бизнеса в развитии социального предпринимательства. Фонд учрежден Вагитом Алекперовым, президентом компании «Лукойл», инвестиционный портфель формируется из его личных средств. По мнению Алекперова, в социальном предпринимательстве заложен колоссальный потенциал для позитивных изменений в обществе. Нужно только помочь инициативным людям на старте и обеспечить их проектам всестороннюю поддержку, включая финансирование, консалтинг, информационное сопровождение.
Но еще важнее находить таких людей, поскольку движущей силой этого рынка является именно человеческий капитал. По мнению Вадима Морозова, председателя правления Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, необходимо также формировать и развивать механизмы социального инвестирования. В частности, на федеральном уровне можно создать банк социальных проектов, чтобы появилась возможность их публичной оценки экспертами и заинтересованными меценатами.
Источник: "Омский Бизнес-журнал"