Социальный бизнес: дать удочку, но не рыбку
24.04.2013

Социальный бизнес: дать удочку, но не рыбку

Социальный бизнес является кардинально новым видом предпринимательства и пока еще для большинства населения является непонятным. Однако нужно заметить, что в данной отрасли наблюдаются высокая заинтересованность и  тенденции развития. В частности, для создания развития «благого» предпринимательства в России организуются различные семинары данной тематики, создаются сайты и компании, ориентированные на привлечение интереса к данному виду деятельности и оказывающие помощь уже решившимся воздействовать на общество.

Предпринимательская деятельность в целом направлена на прибыль, однако, довольно-таки сложно сделать так, чтобы полученная прибыль была направлена на благо общества. Так вот, социальный бизнес направлен именно на решение многих социальных проблем, преследует определенную социальную миссию.

Принцип «дать удочку, но не рыбку»

Нужно сразу разграничить понятия  соцбизнеса, благотворительности и обычного бизнеса.  Социальный бизнес не имеет ничего общего с благотворительностью и с обычными бизнес-процессами, он обособлен от данных понятий и в то же время гармонично объединяет смысл благотворительных организаций и компаний, строго ориентированных на прибыль. Социальное предприятие создается ради добра, но со своей финансовой независимостью.

Также не нужно путать социальный бизнес и такое понятие, как корпоративная социальная ответственность. Социально ответственный сотрудник не может в рамках компании уклоняться от достижения прибыли, чего нельзя сказать о социальном предприятии.

Социальный бизнес создается  уникальным и редким типом людей, обязательно обладающих лидерскими качествами. Далеко не каждый хороший бизнесмен способен стать примером для подражания в соцпредпринимательстве.

Критерии

Как правило, что-то новое всегда сталкивается с множеством проблем. Аналогичная участь досталась и пока еще не развитому в полном смысле социальному предпринимательству. Однако нужно отдать должное уже много сделавшим в этом направлении. Предполагается, что соцбизнес будет интенсивно расти, формируя при этом новые модели финансирования, что будет содействовать развитию «доброго дела».

Итак, социальный бизнес должен быть:

– безубыточным или должен полностью окупать сам себя, обладать способностью  вернуть инвестированные средства, но при этом и не являться доходным или приносящим дивиденды. Полученная же  прибыль должна быть ориентирована сугубо  на финансирование деятельности соцпредприятия;

– доступным для разных категорий людей (малоимущих, людей с ограниченными возможностями и т. п.). Собственно, для улучшения условий жизни или оказания помощи и создается соцбизнес;

– инновационным, с внедрением операционной деятельности. Данный критерий направлен на маркетинговое совершенствование и поиск преимуществ перед конкурентами.

Особенно примечательно, что соблюдение вышеперечисленного позволяет расширить поле деятельности – от производства новых товаров и услуг до применения современных и новейших технологий, что, в свою очередь, дает возможность выйти  на новые рынки.

Кстати, социальное предпринимательство пользуется наибольшей популярностью у предприятий либо очень развитых, где штат превышает сотню сотрудников, или же наоборот очень маленьких, штат которых не достигает и тысячи.

Сложности

1. Социальное предпринимательство не получает поддержку государства, не имеет налоговых или других льгот.

2. Сложно оценить или измерить ценности социального бизнеса, при этом ответственность перед организаторами данного вида бизнеса  достаточно высока как по отношению к клиентам, так и по отношению к результатам своей деятельности.

3. Зачастую при внедрении социальных технологий в бизнесе возникает недопонимание и недоверие со стороны руководства, которое не хуже других понимает важность данного процесса

В завершение хочется отметить, что  человека как личность делает счастливым не факт получения прибыли, а другие ценности.

Примеры

Grameen Bank, или  так называемый «банк для бедных», созданный Мухаммедом Юнусом. Суть данного банка состоит в том, что он позволяет малоимущим людям получить  микрозайм для организации своего дела, которое они хорошо умеют делать. Успешность данного социального предприятия  приятно удивляет,  за время существования Грамин Банка было выдано порядка 6 млрд долларов США, возврат средств составляет 98,6%.

Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», основанный одним из богатейших бизнесменов России  Вагитом Алекперовым. Деятельность Фонда направлена на финансовую, информационную и  консультационную поддержку социальных предпринимателей. За 5 лет своей деятельности Фонд оказал поддержку 75 социальным предпринимателям на общую сумму 155 миллионов рублей.
 

 

Источник: Критерии социального предпринимательства ARIBEG