Некоммерческие организации должны быть независимы
04.11.2013

Некоммерческие организации должны быть независимы

Более 1000 делегатов из 74 субъектов РФ приняли участие в IV Съезде некоммерческих организаций России, прошедшем в Москве с 29 октября по 1 ноября 2013 года при участии Фонда «Наше будущее».

Организатором Съезда выступило Российское Агентство развития информационного общества (РАРИО). Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» стал деловым партнером мероприятия.

Выступая на пленарном заседании, руководитель дирекции разработки программ Фонда «Наше будущее» Евгений Живоглазов отметил, что некоммерческие организации должны и могут быть финансово устойчивыми и работать, не завися от грантов. 21 % проектов социальных предпринимателей, поддержанных Фондом, работают именно в форме НКО, представляя из себя самоокупаемую модель.

1 ноября в аудиториях Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) в рамках IV Съезда некоммерческих организаций России в три потока прошли обучающие семинары, мастер-классы и круглые столы на актуальные темы развития некоммерческого сектора.

Семинар «Социальное предпринимательство как механизм устойчивого развития некоммерческих организаций. Как создать бизнес-модель внутри социально значимого проекта?»  Евгения Живоглазова посетили представители 30 регионов. Семинар прошел при участии социального предпринимателя Елены Минаевой и вызвал широкий интерес у аудитории. «Мы начинали семинар со стандартным количеством участников в 30 человек, - говорит Е.Живоглазов. – К концу семинара в зале собралось уже 100 слушателей, которые предпочли семинар по социальному предпринимательству другим, традиционно обсуждаемым некоммерческим сектором вопросам».

На семинаре обсуждали, как вписать бизнес-идею в решение социальной проблемы некоммерческой организацией. Социальный предприниматель Елена Минаева дала участникам семинара практические советы по оформлению юридического лица и взаимоотношению работодателя с сотрудниками. В семейном центре «Чудеево», который открыла Елена, сотрудники, например, делятся на три категории: волонтеры, которые приходят помочь ради удовольствия, при этом работая в другом месте; сотрудники, ведущие за небольшое вознаграждение разовые занятия; и штатный высокооплачиваемый персонал. Также Елена советовала при открытии досугового центра стараться предоставлять широкий спектр услуг – это дает возможность составить конкуренцию другим организациям, а также достичь финансовой устойчивости за счет охвата разных категорий населения (детей, пенсионеров, молодых родителей) в разные часы дня (утром, днем и вечером).

Евгений Живоглазов рассказал, как социальный предприниматель работает с аудиторией проекта.
«Для того, чтобы выстроить отношения с аудиторией, необходимо понять, насколько платежеспособна ваша целевая группа. После этого важно встроить ее в замкнутый цикл проекта, когда целевая аудитория будет, например, покупателем вашей услуги или продукта, - говорит Евгений Живоглазов. – Второй вариант работы с аудиторией – это ее трудоустройство, когда она сама будет производить товар или услугу. Таким образом, люди из целевой аудитории полноценно встраиваются в замкнутый цикл работы проекта». По словам Ж.Живоглазова, целевая аудитория не должна быть вне системы, иначе цепочка будет разомкнута – это не будет социальным предпринимательство, а скорее корпоративной социальной ответственностью – когда проект помогает целевой аудитории помимо своей основной деятельности. Социальное предпринимательство  - это полноценная бизнес-модель.