Пастила спасает город
09.06.2012

Пастила спасает город

Когда посетители музея, облаченные в специальные поварские колпачки, слушают рассказ экскурсовода о том, как производится пастила, внезапно открывается соседняя дверь, и из нее буквально выпадает молодой человек, рассыпая из ведра яблоки. «Ваня, что ж ты наделал!» - кричит гид и, прикидываясь женой купца второй гильдии Чуприкова, ругает своего работника, чтобы затем подробно пояснить, через что должны будут пройти яблоки, чтобы превратиться в исконно русское лакомство. Вместе с Ваней гости попытаются взбить пастилу, увидят процесс ее приготовления в печи, позна-комятся с самим Чуприковым и даже услышат полезные советы от садовника о том, как надо со-держать фруктовый сад. Городскому человеку, привыкшему питаться готовыми продуктами из су-пермаркета, американскими гамбургерами и японскими суши, будет действительно любопытно потрогать все приспособления, узнать, что если на ветви яблони повесить груз, она будет лучше плодоносить, и, наконец, отведать пастилы, приготовленной вручную по старинным рецептам. Именно такой опыт предлагает туристам пастильная фабрика в Коломне. В полутора часах езды от Москвы сейчас развивается необычный проект, призванный превратить город из административного центра в музейное пространство. Начался проект с интереса культуролога Натальи Никитиной и экономиста Елены Дмитриевой к старинным русским рецептам пастилы. Поиски в Библиотеке имени Ленина переросли в первые кулинарные опыты, разовые акции с продажей пастилы - в постоянно действующий музей, а неожиданно высокий интерес туристов привел к открытию целой фабрики. Сейчас в Коломне две «пастильные» достопримечательности: в Музее пастилы, организованном во флигеле старинной купеческой усадьбы Сурановых, рассказывают об истории лакомства, а на музейной фабрике пастилы, которая открылась в отреставрированном здании действовавшей в XIX веке фабрики, показывают процесс приготовления. Эти музеи являются заведениями типа experience economy, или экономики переживаний. Термин был введен американскими учеными Джозефом Пайном и Джеймсом Гилмором в одноименной книге, его суть состоит в том, что на смену продаже товара приходит продажа впечатления. Кофе Starbucks дорог не только потому, что компания использует хороший кофе, а потому что помимо самого напитка она продает переживание - пребывание в кофейне, определенное общение, чтение газет - все мелочи, вплоть до формы чайной ложки, создают особый антураж. Музеи пастилы с концепцией «послушать, потрогать и съесть» также предлагают посетителям пережить определенное ощущение. И важным в этом проекте оказывается управление культурными ресурсами: для создания того самого переживания были проведены тщательное историческое исследование и кулинарные опыты, скрупулезно отреставрирована небольшая фабрика и даже создано театрализованное представление. При музеях работают магазины и кафе, которые тоже продолжают поддерживать антураж: в кафе при музее пастилы, например, можно попробовать чай, как любил его пить Достоевский, вместе с пирогами «Вздохи Николая» по рецепту Софьи Толстой. Кроме того, благодаря этим проектам создаются рабочие места, которых существенно не хватает в малых городах, налаживаются необходимые для развития экономики связи. Проекты реализованы при финансовой поддержке двух фондов - благотворительного фонда Владимира Потанина и фонда «Наше будущее», причем последняя поддержка была дана в рамках направления «Социальное предпринимательство». Один из примеров социального предпринимательства - поварские колпаки, которые в скором времени предполагается отдавать гостям на память. Планируется для их шитья привлечь коломенское общество слепых. «Учитывая, что наш музей посещают четыре тысячи человек ежемесячно, я думаю, что для них это будет хороший объем работы», - говорит руководитель проекта Наталья Никитина. Недавно музей пастилы завоевал специальный приз Совета жюри премии «Лучший Европейский музей года». В пояснении к такому решению музей был назван «первопроходцем культурного предпринимательства в России». Сейчас запись на экскурсии расписана вплоть до 2013 года, и потому в планах создателей проекта - открытие еще 14 музеев в Коломне и создание необходимой инфраструктуры. Мнения.ру предлагают читателям комментарии о проекте Музея пастилы и проблемах малых городов. Мнение высказывает Наталья Никитина, автор проекта Музей Пастилы в Коломне У нас была волна, когда из малых городов уезжали талантливые люди. Я объясняю это еще ген-дерным дисбалансом: у нас в музее цветник, а туристы приезжают либо семейные, либо в составе группы. Некоторые девочки захотели попробовать работать в Москве, но абсолютно все вернулись. Москва жестока в плане работодателей. Совет Европы дал нам специальный приз еще и потому, что мы вкладываем в человеческих капитал своих сотрудников. Я создаю такую атмосферу, чтобы всем было комфортно. Создай человеку красивое рабочее место - и не надо будет заставлять его работать. Приходит девушка и на вопрос «Зачем вам эта работа» просит: «Можно я вам с глазу на глаз скажу?» А потом - «Я хочу платье XIX века». У всех разное эмоциональное восприятие. Сейчас нас двое принимающих решений - я и Елена. У нас нет лестницы прохождения документов, кредитные деньги фонда расписаны по месяцам. А все, что мы зарабатываем, мы реинвестируем - взяли и сделали. Мы ездили в Китай, смотрели другие проекты, обучение через кейсы - это важно. Много мне дало образование в МВШСЭН, которое построено по такому принципу. Как у Лопе Де Вега: «Кто мало видел, тот много плачет». Надо не сидеть на диване, а уметь соскочить с бумаги в практику. В сказке про Алису говорится: «Надо очень быстро бежать, чтобы устоять на месте». Чтоб двигаться вперед, надо бежать еще быстрее. Мнение высказывает Ирина Павлова, руководитель дирекции по развитию и поддержке социального предпринимательства Фонда «Наше будущее» С точки зрения нашего портфеля проектов Музей пастилы, мне кажется, первый и неповторимый культурологический проект. Объемы, расширение радиуса воздействия, благоустройство территорий - такого в области культурных проектов я пока не видела. Я знаю о развитии города Мышкин и других точечных проектов, но чтобы так сильно преображалась окружающая территория - для меня пока что Коломна неповторимый опыт. Я бы не отделяла социальное и культурное предпринимательство. Здесь очень сложным оказывается вопрос лояльности окружения. Работать с ментальностью, психологией, изменением привычек - это самое сложное. Даже если где-то происходит успех, не всегда ему радуются. Предвосхитить негативную реакцию, сделать окружение своим союзником - это, наверное, одна из демонстраций уникальности Натальи и Елены. Это показатель неравнодушия к тому, что ты делаешь. Из малых городов бегут, потому что там не устроено. Нет инфраструктуры, нет активной жизни. Бегут ведь не от большого счастья. Невостребованной земли в России много, и если люди получают возможность чувствовать на ней себя удобно, они остаются. Если бы там были рабочие места - никто бы никуда не уезжал. Сейчас нарушена логика развития малых городов, и такие проекты это исправляют.